За последние несколько лет термин «метавселенная» стал сверхпопулярным — его упоминают в контексте игр Fortnite, Roblox, Minecraft, Animal Crossing, а также AR и VR-технологий, пишет CNET.
Например, в 2021 году о развитии своей метавселенной одновременно заговорили главы Microsoft, Epic Games и Facebook. И каждая компания по-своему видит образ виртуальной вселенной будущего.
Коротко: что такое метавселенная, как её создают ИТ-компании и может ли она появиться в ближайшее время
Откуда взялась метавселенная
Метавселенная в представлении фантастов — это утопическая виртуальная вселенная, которая «освобождена» от культурных, социальных, экономических и политических проблем реальности, либо виртуальное «убежище».
Термин «метавселенная» придумал писатель-фантаст Нил Стивенсон в 1992 году в романе «Лавина» (“Snow Crash”). Метавселенная по Стивенсону — это следующая стадия развития интернета: общий цифровой мир, объединяющий «физическую», дополненную и виртуальную реальности.
Люди могут подключаться к нему в виде аватаров и делать всё, что и в реальном мире: искать информацию, общаться, ходить по магазинам и работать — но при этом уйти от реальности и жить в виртуальной вселенной. Аватар человека в метавселенной может быть кем захочет и владеть чем угодно, а смерть не означает смерть в реальном мире.
Похожие полностью цифровые миры показаны в трилогии «Матрицы» и романе «Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна, где аналогом метавселенной стала многопользовательская онлайн-игра «ОАЗИС».
Трейлер экранизации «Первому игроку приготовиться», в котором демонстрируется образ метавселенной
Чем метавселенная отличается от современного интернета и онлайн-игр
Венчурный инвестор Мэтью Болл и современный идеолог метавселенной выделил её семь основных черт:
Что говорят ИТ-компании о метавселенной
Fortnite может стать метавселенной
В апреле 2021 года Epic Games привлекла $1 млрд инвестиций для «поддержки долгосрочного видения метавселенной». Компания позиционирует свою игру Fortnite не как интерактивное развлечение, а как «метавселенную» с упором на социальные функции.
Fortnite стала культурным феноменом и превратилась в площадку, куда заходят пообщаться с друзьями вместо соцсетей. Бренды используют игру для своих проектов, пишет Мэттью Болл:
Epic Games утверждает, что цель компании — создать метавселенную, где любые бренды и их интеллектуальная собственность могут жить вместе и реагировать на различные события.
Метавселенная должна решить проблему любой развлекательной платформы — обеспечивать лучший опыт, чем всё остальное, что есть в вашей жизни. Она должна быть лучше Fortnite, Netflix, Roblox и других.
Fortnite эволюционирует постепенно, метавселенная не будет резким событием. Это будет место для любых людей и творцов, включая бренды. В какой-то момент каждая компания будет там. Если вы производите автомобили, присутствие вашего бренда в метавселенной не будет рекламой. Это станет местом, где люди будут водить ваши машины и ощущать их, использовать в игре.
Нам необходимо перейти из закрытых экономик, таких как Fortnite, Minecraft, Roblox и десятков тысяч других игр, в общее пространство.
Мы работаем над тем, чтобы развиваться в этом направлении с всё большей открытостью, и в конце концов откроем экономику. И другие игры сделают то же самое. И надеюсь, что через 10 лет мы сможем сделать так, чтобы игроки играли в Roblox, Fortnite и Minecraft в одном мире и с одинаковыми социальными связями.
Тим Суини
Помимо Fortnite, у Epic есть другие проекты и инструменты для развития метавселенной. Например, игровой движок Unreal, который постепенно начинают использовать в киноиндустрии: «Мандалорец» был частично снят и визуализирован в Unreal, где режиссер создавал кадры и размещал персонажей.
Эти же объекты Disney может использовать для взаимодействия со зрителями — отправив их «путешествовать» по ним в том же Fortnite
Также у Epic есть своя сетевая инфраструктура и онлайн-сервисы, которые позволяют разработчикам реализовать кроссплатформенную игру на устройствах Microsoft, Nintendo, Sony, Apple и на Android. А также свой магазин и платёжная система — тоже необходимые элементы для создания метавселенной.
«Корпоративная метавселенная» от Microsoft
25 мая на конференции Ignite глава Microsoft Сатья Наделла заявил, что компания создаёт «корпоративную метавселенную» через облачные услуги Azure. 26 мая Microsoft представила своё видение метавселенной.
По мере сближения физического и виртуального миров метавселенная, состоящая из цифровых двойников, симулированных сред и смешанной реальности, становится первоклассной платформой. С метавселенной весь мир становится холстом для ваших приложений.
С помощью Azure Digital Twins вы можете моделировать любой объект, место — с помощью Azure IoT, а также поддерживать и синхронизировать цифрового двойника. Synapse отслеживает историю цифровых двойников и прогнозирует их состояние в будущем, а с помощью Azure вы можете создавать автономные системы, которые постоянно обучаются и совершенствуются.
Power Platform позволяет разработчикам доменов расширять информацию о цифровых двойниках и взаимодействововать с данными через lowcode- и nocode-сервисы. А Microsoft Mesh и Hololens обеспечивают совместную работу в режиме реального времени.
Сатья Наделла
Примером части метавселенной стала анонсированная ранее платформа Microsoft Mesh для общения и работы в смешанной реальности.
Microsoft Mesh позволяет работать друг с другом в виртуальном пространстве, которое накладывается на реальный мир. Люди могут общаться, взаимодействовать и работать виртуальными 3D-моделями, физически находясь в разных местах — через виртуальные аватары.
Подключиться к Mesh можно через VR-гарнитуры, смартфоны, ПК и AR-гарнитуру HoloLens 2 от Microsoft.
Facebook хочет создать свою метавселенную в ближайшие пять лет на базе соцсети и VR-проектов
В июле 2021 года глава Facebook Марк Цукерберг объявил о планах создать свою метавселенную. Полноценный виртуальный мир для работы, развлечений и общения, в котором пользователи смогут ощущать физическое присутствие друг друг
Это будет большим следующим шагом после запуска соцсети и VR-проектов Oculus. Сама же Facebook должна превратиться из компании-соцсети в компанию-метавселенную, утверждает Цукерберг. По его словам, метавселенная будет работать на VR-гарнитурах, мобильных устройствах и игровых консолях.
27 июля глава Facebook Reality Labs Эндрю Босворт объявил о наборе большой команды разработчиков «метавселенной». Она станет частью отдела по разработкам AR и VR и займётся объединением «цифровых пространств» экосистемы Facebook в одном виртуальном месте.
Один из ключевых VR-проектов Facebook, который может стать основной метавселенной, — социальная среда Horizon. Среди особенностей Horizon — трекинг глаз, лица и движений человека, с помощью чего VR-аватары двигаются более плавно и могут демонстрировать мимику.
В сентябре 2020 года Facebook представила проект Infinite Office — виртуальный офис для работы из дома через гарнитуру Oculus Quest 2.
Топ-менеджеры Facebook и Oculus давно обдумывают идею создания метавселенной и без капли иронии ссылаются на концепцию из «Лавины» Стивенсона, утверждает редактор Ars Technica Сэм Мачкович.
По его словам, Facebook купила Oculus как раз для работы над метавселенной — компания считает, что VR станет следующей пиковой технологией, где сможет обойти конкурентов.
Авторизация через Facebook — способ объединить людей, компании и услуги в своей метавселенной. Поэтому компания агрессивно переводит аудиторию Instagram, WhatsApp и Oculus на платформу Facebook. Важной целью для неё стал выпуск очков дополненной реальности — она «очень хочет, чтобы люди «носили их везде, куда бы ни пошли», заявляет журналист.
Что должно случиться для появления метавселенной
Современные цифровые миры независимы и не связаны между собой — интернет структурирован вокруг отдельных серверов. Они взаимодействуют друг с другом лишь по мере необходимости, пишет Болл.
Например, iPhone работает на базе закрытой iOS, но в приложения можно зайти через аккаунт Facebook, который в свою очередь зарегистрирован через учётную запись Gmail. Но покупки игр и приложений в App Store не дают право их скачивать на Android в Google Play Store.
По мнению инвестора, виртуальные миры, тематические парки, игры, VR-проекты, магазины приложений и UGC-платформы называть метавселенными нельзя. Они обладают лишь некоторыми её чертами и могут составлять часть метавселенной в будущем.
Идеалистическая метавселенная по версии Болла появится лишь спустя десятилетия — для этого нужны одновременное развитие во многих ИТ-областях. Её можно представить как «преемника» мобильного интернета: у пользователей будут устройства и платформы, через которые они взаимодействуют с метавселенной.
Её появление может быть основано на стеке из восьми основных направлений в технологиях и мышлении, пишет Болл. В июле 2021 года он составил «учебник по метавселенной», в котором подробно описывает развитие каждого направления.
Каждый из пунктов критичен для развития метавселенной и у каждого есть определенная грань, которую должны перейти технологии или мышление, отмечает Меттью Болл.
Но невозможно предсказать то, как именно будут развиваться технологии и чем на самом деле окажется метавселенная — как в своё время аналитики не смогли предугадать влияние и развитие интернета и как это изменит мир и ИТ-отрасль.
Например, не были предсказаны появление биткоина, TikTok или Twitch в их реальной форме, хотя и было очевидно, что появятся онлайн-игры и цифровые транзакции.
Но можно предположить, что метавселенная произведет революцию практически во всех отраслях: от здравоохранения и платежей до товаров, развлечений, оплаты труда и секс-услуг, пишет Болл. И для нового будущего будут созданы новые отрасли, рынки и ресурсы, навыки и профессии — стоимость этих изменений будет исчисляться триллионами долларов.
Facebook провела онлайн-мероприятие, в рамках которого глава компании Марк Цукерберг объявил о ребрендинге. Теперь материнская компания называется Meta. Социальные сети отреагировали на новость мемами. Почему пользователи сети сравнивают компанию Цукерберга с греческим сыром и злодеем из «Суперсемейки»
В ходе презентации Facebook 28 октября было объявлено о переименовании в Meta. Цукерберг объяснил смену названия тем, что Facebook сегодня — это больше, чем соцсеть, и компания сосредоточит свои усилия на метавселенной и ее сервисах.
В связи с ребрендингом компании Facebook в Meta в Twitter каждые несколько минут появляются новые мемы, высмеивающие Цукерберга и его компанию. Пользователи соцсети решили объявить этот день мемов Meta: «Сегодня день мемов Meta. Twitter, за работу», — пишет пользователь Twitter aayushkrm.
Today is meta meme day. Twitter do your job. pic.twitter.com/VHB14xvdzx
— Ayush (@aayushkrm) October 28, 2021
«Слово Meta происходит от греческого языка и значит вне, по ту сторону. И это очень близко тому, чем мы занимаемся. Ведь мы пытается выйти за пределы экранов смартфонов, за пределы тех рамок, что стоят перед людьми сейчас», — объяснял Цукерберг.
Но @EnniPC считает, что дело не в греческом «вне», а в греческом сыре, разновидности рок-музыки и даже в том, что Марк Цукерберг — Метачеловек.
Facebook changed its name to "Meta" and people are so quick with the memes the Feta one is my fav lmao pic.twitter.com/ZE73AXdkwf
— Enni (@EnniPC) October 28, 2021
Была ли эта статья полезной?
Пользователи, считающие этот материал полезным: 0 из 0
Понравился пост?
Расскажи об этом посте своим друзьям!
Авторизуйтесь
Для синхронизации избранного и возможности добавлять комментарии
Войти